МОЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ НАХОДКА
Робототехника в детском саду для детей старшего дошкольного возраста
XXI век - век новых технологий. Мы живём в эпоху активной информатизации, компьютеризации и роботостроения. Невозможно представить современную жизнь без механических машин, запрограммированных на создание и обработку чего-либо. Робототехника сегодня - одна из самых динамично развивающихся отраслей промышленности. Современному обществу требуются люди, способные нестандартно решать новые проблемы, вносить новое содержание во все сферы жизнедеятельности. И начинать готовить будущих инженеров нужно не в ВУЗах, а значительно раньше, когда у детей особенно выражен интерес к техническому творчеству.
И детский сад - это первая ступень, где можно закладывать начальные знания и навыки в области конструирования и робототехники, прививать интерес воспитанников к инженерным профессиям и автоматизированным системам.
Робототехника – это инструмент, закладывающий прочные основы системного мышления, интеграция информатики, математики, физики, черчения, технологии, естественных наук с развитием инженерного творчества. Введение в образовательный процесс робототехники и способствуют разностороннему развитию воспитанников.
В нашем учреждении такое введение произошло с конструктором HUNA MRT-Brain, который базируются на новых информационных технологиях и способствуют развитию информационной культуры детей и их взаимодействию с миром технического творчества.
Цель моей работы: формирование предпосылок к инженерному мышлению и интереса к техническому творчеству средствами образовательной робототехники.
Задачи:
- развивать психические процессы: память, внимание, восприятие, творческое воображение, критическое мышление, речь;
- развивать конструктивно-технические способности: пространственное видение, пространственное воображение, умение представлять предмет в целом и его части по плану, чертежу, схеме, описанию, а также умение самостоятельно формулировать замысел, отличающийся оригинальностью;
- развивать умение ставить технические задачи и самостоятельно решать их в процессе создания моделей;
- формировать первичные представления о робототехнике, ее значении в жизни человека, о профессиях, связанных с робототехникой;
- формировать навык работы в команде, малой группе (в паре), навык делового взаимодействия и коммуникации;
- формировать навыки программирования;
- воспитывать ценностное отношение к собственному труду, труду своего партнера и его результатам.
История робототехники в нашем детском саду началась не так давно, но в процессе реализации Проекта дошкольники узнают:
названия основных деталей конструктора и электронных элементов, способы их крепления;
виды подвижных и неподвижных соединений в конструкторе;
основные приемы конструирования роботов;
основные приемы программирования моделей;
правила техники безопасности при работе с конструкторами HUNA. MRT-Brain A, HUNA. KICKY Basic MRT 2.
Кроме того, к концу обучения умеют:
– анализировать схему и конструировать в соответствии с ней;
– конструировать по условиям, по теме;
– использовать различные приемы создания конструкций, соединять и комбинировать детали в процессе конструирования;
– самостоятельно решать технические задачи в процессе конструирования (планирование предстоящих действий, самоконтроль, анализ полученных результатов);
– выполнять задания в соответствии с инструкцией и поставленной целью;
– демонстрировать технические возможности роботов;
– создавать собственных роботов, программировать их, изменять программу в соответствии с поставленной задачей;
– демонстрировать технические возможности роботов.
Продолжительность проектной деятельности: 2 года (старшая и подготовительная к школе группы) и предполагает изучение таких тем, как:
- Принципы работы с материнской платой и картридером;
- Принцип действия рычага (модели: весы, катапульта, рулетка, водяная мельница, лягушка);
- Сила упругости (модель: корабль пиратов);
- Принцип шкива (модели: удочка, подъемный кран);
- Теория шестеренки (модели: миксер, манипулятор);
- Сенсорный датчик (модели: карусель, автомобиль);
- Модели: автомобиль с бампером, краб;
- Работа колеса и вала (модели: сервисный робот, пулемет Гатлинга).
Изучение каждой темы включает себя 3 шага: изучение теории, практические занятия (создание заданной модели) и применение модели на практике.
Конструктивная деятельность проводится в соответствии с перспективно-тематическим планированием, которое включает в себя формы организации обучения согласно возрастным особенностям детей старшего дошкольного возраста.
Для успешной реализации Проекта имеется зона технического конструирования, где расположены различные наборы конструкторов. В нашем случае это кубики (пластик, дерево), различные наборы Лего (классик, дупло, сити и т.д.), конструкторы HUNA-MRT BRAIN.
Почему мы выбрали линейку конструкторов бренда HUNA-MRT? Все просто! Эти конструкторы построены по принципу «от простого к сложному». Преимущество этих корейско-российских наборов — нет необходимости в ноутбуках и оборудовании компьютерного класса. Все детали конструкторов пластмассовые, яркие, электроники минимум. Из конструкторов HUNA-MRT создаются по-настоящему трехмерные модели. Благодаря запатентованной конструкции деталей сборку моделей можно производить с шести сторон. Это отличие от большинства аналогичных конструкторов позволяет лучше развивать пространственное мышление.
Подобные занятия – это своеобразная тренировка навыков. На этом этапе уже можно увидеть будущих конструкторов и инженеров, которые так необходимы стране.
Наборы учат основам конструирования, простым механизмам и соединениям. Роботы этого уровня практически не программируются, и это плюс для детей дошкольного возраста — дети получают быстрый результат своей работы, не тратя время на разработку алгоритма, написание программы и т.п. При этом конструкторы включают электронные элементы: датчики, моторы, картридер — все это позволяет изучить основы робототехники.
Вряд ли кто-то серьезно считает, что робототехника для дошкольников имеет что-то общее с эксплуатацией промышленных роботов. Но с другой стороны, такие занятия являются первым шагом к дальнейшему обучению робототехнике: знакомством с механикой, программным управлением, обратной связью и другими элементами.
Занятия проводятся в соответствии с планированием, которое включает в себя формы организации обучения и решает задачи основной общеобразовательной программы дошкольного образования. В соответствии с требованиями СанПиН количественный состав группы не превышает 8 человек (на один конструктор 3-4 человека). Занятия предусматривают коллективную, групповую ио индивидуальную формы работы. Продолжительность занятий 25 минут в старшей группе, 30 минут в подготовительной группе.
Любая новая постройка, сборка начинается с изучения теории, а уже потом практические занятия. Так, например, мальчишки и девчонки изучили принцип рычага, использование его в жизни, познакомились с точкой приложения силы, точкой опоры и точкой действия. На следующих занятиях перешли к практике: собрали весы, катапульту, водяную мельницу, лягушку. Большой восторг вызвал первый запуск созданных роботов, особенно соревнования между собранными лягушками.
Если в начале года старшей группы дети собирали простые конструкции, то в подготовительной группе запускали, с помощью картридерев, своих роботов и с легкостью находили им применение.
В свободной деятельности ребята пробуют придумывать свои модели и воплощать свои замыслы в жизнь.
Наука и техника идет вперед, и кто знает, может, именно наши воспитанники создадут многофункционального робота – помощника, нанотехнологичный аппарат или нового робота 21 века?